Детский сад №10 комбинированного вида

Проект «Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада»

Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет.Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

Данная инновационная деятельность ведется  с 2011 года.

Актуальность. Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованием  современного развивающегося общества. Информационные компьютерные технологии вносят значительные изменения в содержание образования. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, успех которых связан с реализацией национального проекта «Образование», позицией правительства Российской Федерации в области внедрения современных информационных технологий: «…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов…» - Дмитрий Медведев.

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспитателей перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. Информационные технологии в современном мире позволяет большинству педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. По мнению большинства психологов, мозг ребёнка наиболее активно развивается в первые7-7,5 лет. Если упустить возможностиэтого периода, то в дальнейшем для развития интеллекта или физических качеств ребёнка надо будет потратить гораздо больше усилий, и они будут менее эффективны. 

Опыт  основан на концептуальных положениях:

Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов. Принцип охраны здоровья детей. Информационный подход к педагогическому процессу. Триединство образовательных целей. Педагогическая целесообразность. Интеграция.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения заключается в том, что с детьми должны работать педагоги, знающие технические возможности компьютера, мультимедиааппаратуры, владеющие навыками работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования их  в учреждениях образования, ориентирующиеся в компьютерных программах.

Сегодня в ДОУ уже накоплен некоторый опыт работы по использованию компьютера в образовательном процессе с детьми.

Педагогами детского сада были подготовлены и проведены открытые мероприятия с использованием компьютерно-игрового комплекса по познавательному, речевому развитию, математическому образованию, формированию экологической культуры, основ безопасности жизнедеятельности.

Включаются специализированные компьютерные программы в подгрупповую и индивидуальную работу педагогом-психологом по:

коррекции и развитию психических познавательных процессов в группах детей с нарушением речи: «Игры для Тигры», «Обучение с приключением», «Лесная школа», «Баба-Яга, пойди туда …», развитию эмоционально-волевой сферы детей и коррекции детских страхов и тревожности, преодолению и устранению нарушений эмоционально-личностного развития (застенчивость, стеснительность, неадекватная самооценка, пониженный или повышенный эмоциональный фон настроения): «Что такое хорошо и что такое плохо», «Клиффорд. Угадай мелодию», «Веселые пальчики». «Веселая гимнастика», «Весёлые моторы 2». формированию компонентов психологической готовности детей к школе: «Баба-Яга учится читать/считать», «Букварик», «Учимся запоминать», «Учимся считать», «Математика. Счёт», «Математика. Измерение», «Математика. Хитрые задачки», «Весёлые моторы», «Тили и Вили», «Баба-Яга – школа на курьих ножках», «В поисках заколдованных букв», «Клиффорд готовится к школе».

Применение компьютера на индивидуальных занятиях с детьми логопедических групп позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Компьютер помогает:

- Для развития фонематического слуха;

- Развития слоговой структуры слова;

- Развития грамматического строя речи;

- Обогащения словарного запаса;

- Развития связной речи;

- Для автоматизации поставленных звуков;

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта и речи, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук.

Специально разработанные компьютерные программы, которые используют в своей  работе использовать учителя-логопеды, несут обучающий и развивающий характер.

Учителя-логопеды изучают и внедряют в работу компьютерные логопедические программы, развивающие игры:

- «Игры для Тигры»;

- «Малышам о звуках»;

- компьютерная программа «Фабрика игр», где 10 логических игр на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики, внимания, реакции, цветового восприятия и логического мышления;

- специально разработанная программа «Развивайка для малышей» из серии «Обучение с приключением», которая рассчитана на развитие творческих способностей в непринужденной форме: пазлы с изображением животных, звуковые картинки-загадки, волшебные картинки-раскраски и др.;

- компьютерная программа «Маленький искатель» дает возможность создавать самостоятельно тексты, рисунки, задачи, строить музыкальные логические цепочки, отгадывать загадки и находить предметы-отгадки на рисунке, ненавязчиво научиться классифицировать под руководством веселого и внимательного «компьютерного героя» в игре «Обручи»;

- серия компьютерных программ «Гарфилд: малышам, дошкольникам», где ребенок вместе с мультяшным котом Гарфилдом учится читать, писать, познает лексику и орфографию, изучает алфавит, но все это обучение носит игровой характер, постоянно звучит похвала и подбадривание, а неудача не несет негатива;

- программа «Веселая азбука» представляет собой мультфильм-путешествие по волшебному лесу вместе с зайчонком, у которого пропала азбука, при этом необходимо выполнять интересные задания обучающего характера, а в награду получить различные неожиданные эффекты, которые очень нравятся детям;

Подводя итоги работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс ДОУ, можно сделать вывод, что:

- Компьютерные технологии помогают  закреплять знания, умения, навыки детей, решать познавательные и творческие задачи.

-Внедрение ИКТ позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход  в обучении.

 Использование  ИКТ дает возможность моделировать различные ситуации; осуществлять контроль и подводить итоги. Оценка результатов деятельности ребенка осуществляется с помощью мультипликационных образов, заведомо исключается  отрицательная оценка с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя на преодоление затруднений.

Главной задачей взаимодействия ДОУ с семьей  является повышение педагогической компетентности родителей, их активности. Применение компьютеров дает возможность использовать инновационные формы работы по следующим направлениям (блокам): информационно-аналитический, практический, контрольно-оценочный.

Для родителей, впервые пришедших в учреждение, предлагается следующая информация: просмотр презентации по образовательным программам, используемым в ДОУ, по организации работы в группах и т.д.

Создан сайт дошкольного учреждения в сети Интернет, администратором которого является Ольга Федоровна, где родители могут познакомиться с нормативно-правовыми документами, информацией по всем видам деятельности, побывать на страничках специалистов детского сада и страничках каждой возрастной группы.

Сеть Интернет позволила  повышать квалификацию педагогов через прохождение дистанционных курсов, вооружить их современным содержанием, овладевать в повседневной практике современными педагогическими технологиями.

Благодаря сети Интернет  стало возможным участие педагогов в конкурсах, проектах, свободное общение с коллегами из других регионов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ: 

-  способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

-  способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности  всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.

В рамках инновационной деятельности в детском саду реализуется проект с одноименным названием.

  Данный проект представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства на современном этапе развития дошкольного образования.

Проблема. Сегодня перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационные компьютерные технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Цели проекта

§  Повышение эффективности и качества управления

§  Повышение эффективности и качества обучения

Задачи проекта:

Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ. Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка. Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ. Популяризировать деятельность ДОУ среди населения города, республики, страны.

Участники реализации Проекта:

• Дети

• Сотрудники

• Родители

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые:

разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами;

Научно-методические:

функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ; разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта; внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта; Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

Кадровые:

создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта; привлечение необходимых специалистов извне; создание творческих групп;

Информационные:

формирование банка данных по реализации проекта; мониторинговые мероприятия; организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;

Поэтапный план реализации проекта

1 этап – организационный

разработка нормативно- правовой базы; создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту; разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.

2 этап – внедренческий

апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ; подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике; выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ; обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ; совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей; обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью.

3 этап – результативный

анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов; обобщение опыта работы педагогов; трансляция педагогического опыта на городских мероприятиях; разработать программу действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.

Ожидаемые результаты

1. Повышение эффективности процесса обучения.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

4. Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.

5. Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.

6. Реализация личностно- профессионального роста педагогов.

7. Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.

8. Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование ИКТ.

9. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

10. Повышение педагогической культуры родителей.

Педагоги  нашего детского сада на практике убедились в положительном значении внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОУ.

Перспективу дальнейшего использования видим в применении интерактивного программного комплекса.

Интерактивная доска позволит сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, повысить интерес детей к обучению, помочь педагогу развивать внимание, мышление и самостоятельность детей.

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольное учреждение  на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам образования

Автор: Азоркина О.Ф.

16 мая 2013 в 12:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.