Детский сад №10 комбинированного вида
Дидактический синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с ОНР.Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с общим недоразвитием речи. Практика моей логопедической работы показала, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ОНР можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами: Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Заключался он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР состоит в том, что - во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; - во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью; - в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям: коррекция звукопроизношения; формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст) ; формирование лексико-грамматических категорий; формирование связной речи; профилактика дисграфии и дислексии. На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. Одним из видов моделирования является синквейн. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Это один из эффективных методов развития речи ребенка. Преимущество синквейна в том, что я могу включать его в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая при этом основной структуры занятия. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Поэтому в своей коррекционной работе основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна. Схема составления синквейна следующая: 1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово,. 2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку; 3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме; 4 строчка - предложение, показывающаее отношение автора к теме; 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке. Пример синквейна: 1. Весна 2. Теплая, красивая. 3. Радует, наступает, приходит. 4. Я люблю весну. 5. Капель. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия. Синквейн я использую: • На занятиях для закрепления изученной лексической темы. • Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. • На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, дети придумают рассказ. На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения: • «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное. • «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце) • «Кто что делает? » - повар … (варит, жарит, печет) ; лист … (падает, кружится, летит, растет). • «Что чем делают? » - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой) • «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья) ; и др. Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения консультаций обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы. А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн записывая печатными буквами на листе бумаги. Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны, работали вместе со взрослыми. Потом детям данный метод понравился и они стали сами без помощи сочинять синквейны в детском саду и дома. Также в данном направлении я использую такие варианты работы: -составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего) ; -составление синквейна по прослушанному рассказу; -коррекция и совершенствование готового синквейна; -анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить. Сравнительная диаграмма показывает, что использование синквейна сказалось на результативности речевого развития: словарный запас у детей увеличился, речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух. Таким образом, использование синквейна в коррекции ОНР позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки. - добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; - формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления. Использование синквейна на занятиях позволяет учителю-логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями. 24 мая 2013 в 14:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.