Детский сад №10 комбинированного вида

Отчет о воспитательно-образовательной работе за 2012-2013 учебный год


Структурное подразделение «Центр развития ребенка – детский сад № 14» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района  за 2012-2013 учебный год.

Детский сад  открыт 17 сентября 1978 года.

Проектная мощность – 160 мест. Функционирует 7 групп: 1- для детей от 1,5 до 3 лет, 5 – для детей от 3 до 7 лет (2 из них для детей с нарушениями речи.) Детский сад работает по пятидневной рабочей неделе с 6-30 до 18-30 часов.

В детском саду соблюдаются правила по охране труда, противопожарной безопасности, обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Общие санитарно – гигиенические условия соответствуют требованиям СанПиНа.

Здание  детского  сада типовое, кирпичное, с центральным отоплением, имеется водопровод, канализация, электроосвещение, телефонизировано, имеет 7 прогулочных веранд, овощехранилище. Территория детского сада  составляет 1003м2.

На 1 этаже здания расположены: 1 младшая группа, 2 младшая группа (Б),2 младшая группа (А), старшая группа ФФН,  кабинет психолога, комната психологической разгрузки, кабинет заведующей, пищеблок, вентиляционная, электрощитовая, подсобные помещения.

На 2 этаже расположены: средняя группа, подготовительная группа ОНР, ИЗО студия, методический кабинет, музыкальный зал, медицинская комната, физиотерапевтический и массажный кабинеты, старшая – подготовительная группа, физкультурный зал, экологическая комната, подсобные помещения.  Все группы имеют спальни и игровые комнаты.

Планировка внутренних помещений, размещение в них мебели, дидактических и игровых материалов соответствуют требованиям реализации образовательной программы, где соблюдаются принципы открытости и доступности всех материалов. Каждый ребенок свободен в перемещении, в выборе материалов, с которыми он хочет заниматься в данный момент. У каждого ребенка есть свой шкафчик в гардеробе, мебель в соответствии и маркировкой по росту. Стеллажи и шкафы также соответствуют росту детей и они  легко могут выбрать интересующие их игрушки и дидактический материал.

Кабинеты учителей – логопедов и психолога укомплектованы соответствующей мебелью и оборудованием для специальных занятий с детьми, дидактическим материалом. Спортивный зал оборудован комплексом спортивных снарядов, мячами, обручами, имеется сухой бассейн, батуты, мягкие модули, маты, пианино. В музыкальном зале имеется пианино и  детские музыкальные  инструменты, зеркала для занятий  хореографией. 

Освещенность детского сада соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Воздушный режим соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Вентиляция естественная, на пищеблоке и в прачечной приточная.

Работа детского сада осуществлялась исходя из «Основной общеобразовательной программы структурного подразделения «Центр развития ребенка – детский сад №14»,  «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», региональной программы «Валдоня», регионального модуля «Мы в Мордовии живем», программы развития детей раннего дошкольного возраста «Кроха», а также основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы на 2012-2013 учебный год.

Кроме того педагоги умело внедряли программы: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.И. Авдеева);  «Мы» (авторы Н.Н. Кондратьева и др.), «Здоровье»  (авт. В.Г.Алямовская),  программу формирования здоровья детей «Здравствуй!» (авт. М.Л. Лазарев),  программу обучения детей с общим недоразвитием речи (авторы Т.Б.Филичева, Г.А.Каше, Г.В.Чиркова), программу для детей с фонематическим недоразвитием речи (авторы Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркова), педагогические технологии Венгера Л.А., Самоукиной Н.В., Чистяковой М.И., Дьяченко О.М., Узоровой О.В., Никитина Б.П.

Анализ «Основной общеобразовательной программы структурного подразделения «Центр развития ребенка – детский сад №14»,  программ «Детство», «Валдоня», «Кроха» и перечисленных технологий позволяет говорить об их концептуальной совместимости и наилучшей преемственности содержания.

Построение педагогического процесса по реализации модуля «Мы в Мордовии живем» - регионального образовательного компонента - делает акцент на приобщение ребенка к красоте, добру, желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

Художественно-творческое развитие детей осуществляется на материале устно-поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии.

Историко-культурное образование дошкольников осуществляется в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом, флагом Мордовии, названиями городов и улиц, историческими достопримечательностями. Составлены образцы мордовского орнамента, которые воспитатели использовали в своей работе в течение года.

 Воспитатели знакомят детей с мордовской детской художественной литературой, проводят театрализацию мордовских сказок.

Занятия по ознакомлению детей с окружающим миром (с природными условиями мордовского края, с различными национальностями, проживающими на территории Мордовии и т.д.) сочетаются с музыкальными занятиями. В эти дни и на кухне готовятся мордовские блюда. Дети играют в мордовские народные игры.

Кадровое обеспечение

Дошкольное образовательное учреждение полностью укомплектовано кадрами. Педагогических кадров 19 единиц, из них:

• Имеют образование

-высшее педагогическое образование – 13 / 65%

-среднее специальное образование – 6 / 35%

• Имеют квалификационные категории:

-высшая – 12 / 63%

-первая – 5 / 26%

-соответствие занимаемой должности – 2 / 11%

• Педагогических работников прошедших повышение квалификации за 2012-2013 учебный год – 4;

• Аттестованных на заявленную категорию – 5; (4- высшая, 1-I категория)

• В составе педагогических работников освобожденные специалисты:

-учителя-логопеды – 2

-музыкальные руководители – 2

-педагог-психолог – 1

• Имеют почетные звания, награды – 7 / 35%

В том числе: заслуженный работник образования, отличник народного просвещения, лауреат Республиканского конкурса «Воспитатель года - 2005», лауреат Республиканского конкурса «Воспитатель года - 2010», лауреат Республиканского конкурса «Воспитатель года - 2012».

Каждый педагог своевременно проходит курсы повышения квалификации, посещает районные методические объединения, расширяет свой кругозор через самообразование.

В 2011-2012 учебном году педагоги нашего детский сад участвовали в следующих мероприятиях:

2012г. Участие в муниципальном конкурсе «Малыши – друзья природы»

2012г. Участие в муниципальном конкурсе чтецов среди воспитанников ДОУ

2012г. На базе детского сада проходило методическое объединение музыкальных руководителей района, мастер-класс с использованием образовательных областей «Музыка», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание»  подготовленного музыкальным руководителем Кулик И.Ю. «Музыка вокруг нас».

2012г. Педагоги детского сада приняли участие в формировании  учебно-методического пособия для педагогов ДОУ «Интегрированные занятия в ДОУ», организованного ГБОУ ДПО (ПК)С «МРИО». (Исаева О.П., Станчуляк Е.В., Панина О.В., Кулик И.Ю., Ющишина В.В., Азоркина О.Ф.)

2012г. Участие в республиканском конкурсе «Педагог-психолог - 2012», Ланчкина Д.В.

2012г. Заочное участие в межрегиональной конференции «Этнокультурное образование. Опыт. Перспективы» Панина О.В. Тема: «Этнокультурное образование детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Знакомство дошкольников с мордовской национальной культурой (с использованием модели «Мордовская изба»)» и Азоркина О.Ф.Тема: «Опыт работы по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста»

2012г. Участие в вебинаре «Преемственность между ДОУ и начальной школой (на примере деятельности ФЭП РАО ОС «Школа 2100»)»

2013г. Победа в муниципальном конкурсе зимних фигур на участке ДОУ «Зимняя фантазия»

2013г. Участие в муниципальной акции «Мы любим наших мам»

2013г. Участие в Российском конкурсе с призовыми местами «АРТ-талант». В конкурсе приняли участие воспитатели: Панина О.В., Остафийчук М.А., Удалкина Т.А., Кулик И.Ю., Киреева Л.И.

2013г. Победа в 10 Республиканском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности с моделью «Пожарный» Паниной О.В.

2013г. Участие в муниципальном конкурсе «Воспитатель года - 2013»  учитель-логопед Белухина О.С.

2013г. Участие в муниципальном конкурсе методических разработок по предшкольному образованию «На пороге школа». Панина О.В.

2013г. На базе детского сада проходило методическое объединение учителей-логопедов района, показ непосредственной образовательной деятельности учителем – логопедом Ющишиной В.В. «Дифференциация звуков Р, Р*»

2013г. Диплом второй степени в открытом конкурсе по улучшению архитектурного облика и благоустройству города Рузаевка в номинации «Мой детский сад»

Кроме этого в текущем учебном году было организовано множество смотров-конкурсов внутри детского сада в которых приняли участие воспитатели всех возрастных групп: «Моя группа самая лучшая», «В ожидании новогоднего чуда», «Лучший уголок дежурных», «Конкурс на лучший зимний участок», «Мини-музей», «Благоустройство территории детского сада», «Лучшая грядка».

Основной целью сотрудничества детского сада с семьей явля­ется создание условий для совместной деятельности детского сада и семьи для разработки и реализации общей стратегии развития и образования каж­дого ребенка.

Работа с семьей планируется и проводится в нескольких направлениях:

- повышение психолого-педагогических знаний;

- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

В детском саду организуются разнообразные формы работы с семьями с учётом особенностей их состава, проблем и других характеристик (совместные праздники и развлечения, конкурсы поделок выставки совместного творчества).

С каждой семьёй заключен родительский договор.

По результатам опроса: 99% родителей удовлетворяет воспитательно-образовательная работа детского сада, они чувствуют доброжелатель­ное отношение к себе и своему ребенку.

Воспитатели умело руководят коллективом детей и коллективом родителей.

В этом направлении проводилась большая работа. Взаимопонимание между родителями и педагогами начинается после первой встречи, которую  назвали «Давайте, познакомимся!» и проводится  в форме родительской гостиной. Родителей знакомили с задачами, методикой, содержанием физического, умственного и художественно-эстетического развития детей. Знакомили со специалистами. Каждый специалист рассказывал о специфике своей работы с детьми; давал необходимые рекомендации по оказанию консультативной помощи семьям. Родителей информировали об организации в детском саду дополнительных образовательных услуг. Проводили экскурсию по детскому саду. Родители высказывались о том, какая большая работа проводится в дошкольном учреждении по воспитанию и развитию детей, что каждый уголок в детском саду воспитывает, развивает не только ребёнка, но и взрослого. В конце учебного года  вновь проходились встречи в нашей гостиной, где подвелись итоги учебного года.

В течение года в детском саду систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация. В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях  ДОУ. На протяжении учебного года детям и родителям была предоставлена возможность поучаствовать в разнообразных проектах. Наиболее ярким стал проект по созданию «Мини-музеев» в каждой возрастной группе,  в котором каждый из родителей смог проявить себя.

За последние годы, в нашем детском саду накоплен определённый опыт в организации коллективных форм работы с родителями подготовительных к школе групп. В дошкольном учреждении  работает «Клуб здоровая семья». Интересно проходят встречи с педагогами, логопедами, психологом, педагогами дополнительного образования.

 Сотрудники детского сада стараются поддерживать партнерские отношения с семьями каждого ребенка. Стремятся объединить усилия родителей и педагогов, чтобы вместе умело воздействовать на детей. В коллективе создается атмосфера общности интересов воспитателей и родителей. Дошкольное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями в направлении: «Создание единого образовательно – оздоровительного пространства «детский сад - семья». Это учебный год не стал исключением. Коллектив работает над повышением педагогической культуры родителей, изучает и обобщает лучшие опыты семейного воспитания, приобщает родителей к участию в жизни детского сада.

 В течении учебного года в каждой возрастной группе и в детском саду в целом прошли собрания, на которых родителей знакомили с задачами воспитания и обучения данного возраста, исследовательско-экспериментальной деятельностью детей, обеспечения безопасности дошкольников, организацией питания воспитанников,  с итогами воспитательно-образовательной работы за год.

 Пропаганда педагогических знаний велась через систему наглядной агитации. В группах оформлены “Уголки для родителей”, где помещались консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом детского сада.

 По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпустились санитарные бюллетени старшей медсестрой и инструктором по физической культуре согласно годовому плану работы. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могли получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.

В течение года заведующим, медицинскими работниками, логопедом, психологом, инструктором по физкультуре проводились индивидуальные консультации с родителями.

Воспитатели дошкольных групп при составлении календарного планирования в начале каждого месяца прописывают работу с родителями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.

Целенаправленно велась работа с родителями подготовительной к школе группы. Проводились индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания совместно с учителем начальных классов, систематически обновлялась наглядная информация, тематические выставки “Как подготовить ребенка к школе”.

  Силами воспитателей в течение года были организованы выставки совместного творчества детей и родителей: “Рисуем вместе с папами”, “Рисуем вместе с мамами”, “Зимний пейзаж”, поделки из природного материала “Осенний подарок” и т.п. Родители с удовольствием участвовали в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.

  Большую работу с родителями провел инструктор по физическому воспитанию. Это традиционные физкультурно–музыкальные праздники с родителями: “Мама и я – спортивная семья”, “Папа и я – спортивная семья”, «Цветок здоровья», дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между родителями педагогами детского сада.

Родители активно участвовали в “Днях здоровья”. Повысилась личная заинтересованность родителей в занятиях физкультурой вместе с детьми, у нас появились целые спортивные семьи – на соревнования и физкультурные праздники приходят не только родители, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники и т.п. Все дружно болели не только за свои команды, но и за команды соперников, а потом дружно пили  чай и обсуждали  наиболее интересные моменты соревнований.

 Для успешной работы с родителями  разработан план изучения семьи.

Работа с семьей строится на основании социологического обследования.

Социологическое обследование показало, что  по составу:

Полных семей – 92%

Неполных семей- 8%

Благополучных – 99,5%

Социально неблагополучных –0,5% (2 семьи)

Рабочих – 69%

Служащих – 27%

Предпринимателей – 2,7%

Домохозяек – 1,3 %

Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания педагоги детского сада длительное и близкое знакомятся, устанавливают доверительные отношения и с детьми, и с родителями, посещают семьи. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-педагогической работы с такими семьями позволили выделить: 17 неполных семей, 2 многодетных, 4 малообеспеченных, 1 семья, родители в которых долгое время работают за пределами региона и 2 семьи находящиеся в  социально опасном положении. С данными семьями ведется постоянная работа: контрольное посещение семьи (2 раза в год); консультирование  по вопросам воспитания в семье; консультирование  по вопросам оздоровительной направленности; консультирование  по вопросам воспитания психически здорового ребенка; привлечение родителей в участии театрализованных представлений, выставок организация досуга (привлечение родителей к проведению досугов и праздников в детском саду).

Детский сад осуществляет работу общественного и семейного воспитания не только с семьями воспитанников, но и с родителями, дети которых посещают группу кратковременного пребывания, с семьями, дети которых не посещают детский сад.

  Большинство родителей с детьми до трех лет находятся дома, что влечет за собой потребность в общении. С целью организации дел по интересам для молодых родителей в детском саду работает «Клуб здоровая семья», где можно получить консультацию по вопросам воспитания и развития детей.

Воспитатели и специалисты приложили максимум усилий, чтобы в детском саду была обстановка тепла, доверия, добра, взаимопонимания, чтобы дети и их родители знали и были уверены в том, что здесь ребенка любят и ждут.

На протяжении нескольких лет коллектив ДОУ сотрудничает с детской поликлиникой,  средней школой № 8 и лицеем №4, детской библиотекой, музыкальной школой, спортивной школой.

Взаимодействует детский сад и поддерживает партнерские отношения с экологическим центром «Адонис», где в этом учебном году прошли экскурсии по экологическому направлению.

  Педагогический коллектив детского сада особое внимание уделяет профилактике дорожно – транспортного травматизма и ведет работу по ОБЖ. В гостях детского сада были представители ГИБДД, ВДПО, пожарные инспектора, которые провели профилактическую работу с детьми и родителями через беседы, занятия, собрания.

Также детский сад сотрудничает с Рузаевским ВДПО, в этом году представителями ВДПО и пожарной инспекции было проведено общее родительское собрание по правилам пожарной безопасности. Воспитатель Панина О.В. второй год подряд становится победителем Российского и Республиканского детско-юношеского конкурса по противопожарной безопасности.

В детском саду большое внимание уделяется вопросам преемственности со школой. Психологическая готовность ребёнка к школе – важное звено в работе коллектива. При выпуске ребёнка из детского сада в школу на него составляется подробная характеристика с рекомендациями учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, медицинским обследованием для дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе и его адаптации к новым условиям. Проводятся совместные мероприятия с учителями начальных классов школ №8 и №4 и выпускниками детского сада, т. к. большая часть выпускников поступает учиться именно в эти школы.

По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзыва школы - выпускники нашего детского сада хорошо осваивают программу начальной школы, уровень их подготовки соответствует требованиям, родители воспитанников удовлетворены уровнем развития детей. Педагогический коллектив детского сада поддерживает связь со школой, в которую поступают наши воспитанники.

На базе нашего детского сада проводится обучение студентов педагогического института, проходят методические объединения и семинары дошкольных работников МО Рузаевка и Республики Мордовия.

Предметно-развивающая среда.

Основой реализации используемых программ является предметная среда, обеспечивающая зону ближайшего развития и разнообразия деятельности ребенка и соответствует новым федеральным государственным требованиям.

При ее построении мы исходили из самоценности природы дошкольного детства и развития потенциальных возможностей каждого ребенка.

В нашем детском саду 7 групп, спортивный и музыкальный залы, психологическая комната, изостудия, спортивный зал, экологическая комната. Имеется достаточное количество современных развивающих пособий и игрушек. Помимо этого мы стремимся обогатить среду (познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей) стимулирующими элементами. Особое внимание мы уделяли пространству, организованному при помощи предметов. Они по-разному включаются в «поле» активности личности: как окружение, как фон, обстоятельство, как место или центр действия.

Предметно-игровая среда групп организовывалась таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголки уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

В группах мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью нами используется различная мебель. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка (Принцип дистанции позиции при взаимодействии).

Принцип стабильности и динамичности даёт возможность использовать в пространстве переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазе, материал на познавательной стене, ландшафтный макет, библиотека и книжная выставка.

Принцип открытости – закрытости мы реализуем в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я».

Так, предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме уголка природы в группе, где дети наблюдают за растениями (кактусарий, фиалковая поляна, ухоженные комнатные растения, проводят элементарные опыты, организованы и мини-музеи с картотекой и подбором стихов и загадок о каждом экспонате, воспитателями и детьми собран гербарий трав, цветов и кустарников. К гербарию также составлена картотека с названиями, описаниями и стихами.

 Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем дошкольном возрасте происходит его усложнение. В уголках детского экспериментирования дошкольники играют с песком, водой, они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. Знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.) также происходит в центре экспериментирования. Составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, конспекты экскурсий, алгоритм ухода за комнатными растениями, схема весенних посевов в уголке природы.

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Принцип активности, стабильности и динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования.

Принцип комплексирования предметного мира реализуется с помощью модульного оборудования, которое пока ещё в малом количестве. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками и т. д., предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации), способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Таким образом, созданная в дошкольном учреждении развивающая среда, обеспечивает безопасность жизнедеятельности, способствует укреплению здоровья, обеспечивает развитие творческой личности ребенка.

Безопасность и охрана здоровья дошкольников обеспечивается не только в помещении, но и на территории детского сада.

Устройство и площадь игровой площадки соответствует нормативам, есть необходимые постройки, физкультурное, игровое оборудование, песочницы, зеленые насаждения.

Имеются цветники, огород, «Тропа здоровья»  - все это способствует организации содержательной и разнообразной деятельности детей на прогулках, реализа­ции их двигательной активности.

Техническое состояние здания удовлетворительное.  Ежегодно проводится косметический ремонт в  дошкольном учреждении.

Методическая работа

 В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад» №14 созданы хорошие условия  для воспитательно-образовательной работы с детьми. Коллектив постоянно в поиске новых форм работы. Все аспекты воспитания - умственного, нравственного, трудового, эстетического - направлены на развитие позитивной личности, у которой формируется отношение к себе и к другим людям, природе и вещам, искусству, традициям и обычаям своего народа.

Приоритетными направлениями являются

•  физкультурно-оздоровительная работа,

• познавательно-речевое  развитие детей,

• социально-личностное,

• художественно-эстетическое,

• коррекция в развитии  детей.

В  детском саду работает творческая группа, в которую входят воспитатели мыслящие и работающие по-новому. В текущем учебном году они разработали тематическое календарное планирование в соответствии с ФГТ,  разработали Положения к различным конкурсам и мероприятиям проходившим на уровне детского сада, участвовали в подготовке к республиканскому конкурсу  по пожарной безопасности, организовывали работы по подготовке и проведению праздников и тематических недель, разработали рекомендации по использованию новых технологий и методик. Центром методической работы является методический кабинет. Каждый воспитатель может получить здесь квалификационную помощь в повышении педагогического мастерства. Это копилка традиций  детского сада и новинок методической литературы. Здесь проводились педагогические советы,  «круглые столы», деловые игры, педагогические ринги, семинары, семинары-практикумы, которые помогли спланировать работу со всем педагогическим коллективом и каждым педагогом в отдельности.

Коллектив детского сада находится в постоянном поиске взаимодействия целей, содержания методов и форм работы с детьми, реализующих гуманизацию воспитания и обучения дошкольников.

 Все методические разработки, используемые в дошкольном учреждении составлены в соответствии с возрастными особенностями детей, скорректированы с программой детского сада и  не противоречат требованиям государственного стандарта. 

Задачами годового плана на 2012 – 2013 учебный год были:

1. Реконструировать образовательную систему ДОУ в освоении федеральных государственных требований через:

· организацию воспитательно-образовательного процесса в соответствии со структурой основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части соотношения ее  обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, их объема и содержания;

· установление взаимодействия педагогов ДОУ в системе сопровождения детей дошкольного возраста;

· внедрение комплексно-тематического планирования как основы реализации основной общеобразовательной программы ДОУ;

· изучение специфики содержания и технологии образовательных областей основной общеобразовательной программы ДОУ;

· переработку методических материалов по развитию детей с учетом интеграции образовательных областей с целью использования их в совместной деятельности взрослого и ребенка;

· реализацию принципов развивающего обучения, интеграции и событийности в образовательном процессе ДОУ;

· развитие самостоятельной деятельности детей, их собственной активности и инициативности.

2. Внедрить в практику работы и в образовательный процесс  детского сада новые информационные технологии и приемы работы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

3.Организовать среду для детского экспериментирования и ввести в воспитательно-образовательный процесс детского сада исследовательско-экспериментальную деятельность.

4.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, используя здоровьесберегающие технологии.

Для решения этих задач были намечены и проведены 4 педагогических совета:

1  «Новый учебный год на пороге».

2  «Организация образовательной деятельности с детей в условиях ФГТ»

3 «Детское экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

4  «Итоги работы».

На каждом педсовете были приняты решения к выполнению намеченных задач.

 В 2012 – 2013учебном году было проведено 4 семинара-практикума, 10 консультаций по темам задач годового плана, несколько открытых просмотров для активизации образовательного процесса.

В ноябре 2012 года были организованы 2 незапланированные консультации по нововведениям в аттестацию педагогических кадров.

По итогам тематического контроля в феврале 2013 года по выполнению задачи поисково-исследовательской деятельности был намечен и проведен дополнительный семинар для молодых воспитателей.

Проводились групповые консультации с родителями «Адаптация ребенка в детском саду», «Наши выпускники», «Как готовить ребенка к школе» – педагог-психолог Ланчкина Д.В., «Что такое ЗОЖ?», «Организация семейных прогулок» - Кулагина Г.А., «К здоровью через сотрудничество» - Сучкова С.Ю., консультация логопеда Ющишиной В.В. «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста », «Роль экспериментирования в развитии ребенка-дошкольника» воспитатель Удалкина Т.А.  По всем задачам годового плана проводилось анкетирование родителей. Для размещения на информационном стенде педагогом – психологом были подготовлены рекомендации для родителей «У вашего ребенка плохая память? Это исправимо!», «Учите детей общаться», «Застенчивый ребенок». Информация менялась в соответствии с тематикой педсоветов.

Методическая работа выполнена в этом году на 97%.

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, психологическое и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и коллектива детей детского сада в целом.

С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в детском саду, и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное.

Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов).

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программные материалы и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.

Деятельность воспитателей предусматривала решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов.

При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные наблюдение, беседы, сравнение, мониторинг, индивидуальная работа, так и нетрадиционные методы работы - психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; особенно популярным среди детей и педагогов стало применение ИКТ.

Оценить динамику достижений воспитанников, эффективность и сбалансированность форм и методов работы позволяет мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ.

Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за 2012-2013 учебный год показал следующие результаты.

Одним из приоритетных направлений работы детского сада является физкультурно – оздоровительная работа с детьми.

В детском саду обеспечивается высокий уровень физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья, снижению заболеваемости. В 2012-году 9,8 дней пропущенных по болезни на одного ребенка.

  В детском саду созданы все условия для охраны и укрепления здоровья детей, их полноценного физического развития. Имеется физиокабинет, где медицинские оздоровительные услуги оказываются бесплатно.

В системе физического воспитания педагоги использовали следующие организационные формы двигательной активности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, гимнастики после дневного сна, спортивные праздники, развлечения, малые олимпийские игры, совместные праздники с родителями, индивидуальная работа по развитию движений. Работает секция по обучению детей баскетболу «Школа мяча».

В дошкольном учреждении широко используются диагностические методики, которые позволяют дифференцированно подходить и формировать систему физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от состояния здоровья, физической подготовки детей. Площадка, которая оборудуется в теплое время года переносными наборами для игры в баскетбол, волейбол, футбол. Зал оснащен гимнастическими матами, бревном, скамейками, баскетбольными щитами, дугами для подлезания, ковриками для корригирующей гимнастики, мячами, скакалками, тренажерами, нестандартным оборудованием, имеется сухой бассейн. Для создания эмоционального настроя детей в зале имеется фортепиано, магнитофон, игрушки.

В каждой возрастной группе удобно расположен инвентарь и оборудование для физической активности детей. Имеются приспособления для закаливания и самомассажа (резиновые и пуговичные коврики, ребристые доски и др.) В старших группах имеются спортивные комплексы для корригирующей гимнастики после сна.

Повышение эффективности физического развития достигается четкой координацией деятельности инструктора по физическому воспитанию, медицинских работников, психолога, педагогов, родителей. Работа строится на общепедагогических принципах с учетом результатов педагогического контроля, медосмотра детей и реализуемых программ. Благодаря четкому распределению обязанностей и их выполнению удается достичь полного единства требований к детям в повышении их физической подготовленности.

 На основании диагностики координировалось содержание педагогического процесса (формы проведения занятий, дозировка нагрузок, чередование активной и пассивной деятельности, виды дыхательной гимнастики, самомассаж, арома и фито - терапия.).

В конце года всеми службами детского сада проводилась диагностика физического развития. На основе полученной информации будут определены направления в работе на следующий год по каждой возрастной группе.

  По итогам обследования (Физическая культура, Здоровье):

45% - высокий уровень развития,

46% - средний уровень,

9% - низкий.

В дошкольном учреждении реализуются методы и технологии, обеспечивающие высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

В каждой возрастной группе создан необходимый минимум условий для развития у детей элементарных биологических и естественно-научных представлений, экологической культуры. В интерьерах, групповых комнатах оформлены мини-ландшафты, отражающие природу, где помещены макеты животных и растений. Воспитатели  создают широкие возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений, многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на земле. В своей работе с детьми педагоги используют наблюдения за природными явлениями, жизнью растений и животных; экспериментирование различными веществами (песком, водой, крупой); приборами и материалами (лупой, весами, магнитом и т.п.). Воспитатели организуют экскурсии на природу, по городу, беседуют на интересные для детей темы, читают книги.

В сфере общественной жизни дошкольников знакомят с достопримечательностями родного края, рассказывают сказки, мифы и легенды народов мира, из которых дети могут узнать о жизни человека в древности и современности, о культуре разных народов.

Развитие математических представлений осуществляется не изолированно, а интегрировано, во взаимодействии с такими видами деятельности как природоведческая, изобразительная, конструктивная и др. Углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов происходят через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометри­ческих фигур. Ориентировка в пространстве и времени хорошо развивается при использовании схем, планов, моделей, соотнесений событий в жизни ребенка с определенными периодами времени

Оформление предметно-развивающей среды продумано так, что внимание детей направлено на ознакомление с сенсорикой, что способствует обогащению словаря детей.

Работа по речевому развитию взаимосвязана со всеми разделами программы. В ходе общения с ребенком педагог побуждает его задавать вопросы, высказывать свои суждения, строить умозаключения, обсуждать возникающие проблемы. Большое внимание уделяется развитию диалогической речи, приобщению детей к культуре чтения художественной литературы, организации прослушивания художественных произведений и об­суждение их содержания. Благодаря этому у ребенка развивается способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов. Закладывая основы речевой и языковой культуры, взрослые способствуют возникновению у детей предпосылок для овладением чтением и письмом.

По результатам диагностики познавательно-речевое развитие (Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы) имеет следующие данные:

35 % - высокий уровень,

52 % - средний уровень,

13 % - низкий уровень.

Используемые программы обеспечивают высокий уровень художественно-эстетического развития детей.

В каждой группе детского сада оборудованы различные виды театров, имеется необходимая декорация, подиумы, набор дисков и кассет с записями сказок, песен, стихов; музыкальные центры для прослушивания, библиотека с подбором детской художественной литературы.

В детском саду созданы условия для развития музыкальных способностей детей. Имеется просторный, эстетически оформленный музыкальный зал, оборудованный музыкальным центром, и микрофонами, детскими музыкальными инструментами. Много музыкальных нетрадиционных инструментов, сделанных руками музыкальных руководителей и воспитателей.

В детском саду созданы следующие образовательные условия художественно-эстетического развития детей:

• обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

• организация художественной деятельности (по возрасту) - музыкальной,
изобразительной, театрализованной;

• представления ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материала и средств воплощения художественного замысла;

• поддержки детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Педагоги детского сада создают широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. Обращают внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в специально организованных видах деятельности. Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира воспитатели побуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. Развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомство с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.).

В детском саду ведется большая работа по развитию изобразительной деятельности детей. Использование разнообразных приемов и техники в изобразительной деятельности, предоставление ребенку права выбора сюжета, композиции, материалов и средств обеспечивают ему возможность самовыражения, развития познавательных и художественных способностей, пространственной ориентации, овладения средствами выражения собственных замыслов, впечатлений и переживаний, формирования художественного вкуса. В детском саду имеется ИЗОстудия, где ведется кружок «Волшебная кисточка»

В изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации, конструировании воспитатель и педагог дополнительного образования экспериментируют с цветом, придумывают и создают композицию; осваивают различные художественные техники (такие как оригами, разрывная аппликация); используют разнообразные материалы (разные виды конструкторов, пластилин, глину, бумагу, ткань, природный материал) и сред­ства (кисточки, карандаши, ножницы).

В музыкальной деятельности, в танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах создают художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. Особое внимание на развитие музыкальных способностей уделяется помимо основной образовательной  деятельности в кружке «Веселые нотки».

В театрализованной деятельности педагоги языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передают характер, переживания, настроения персонажей.

Важное значение для художественно-эстетического развития детей нашего детского сада имеет приобщение ребенка к истокам народного творчества. Педагоги знакомят детей с традициями мордовского, русского и других народов и их художественно-прикладным искусством, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности.

Результат диагностики в художественно-эстетическом развитии детей (Музыка, Художественное творчество):

37 % - высокий уровень развития,

53 % - средний уровень,

10 % - низкий уровень.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение, уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Педагоги нашего детского сада заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод.

Педагоги способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения и национальной принадлежности. Педагогический коллектив создает возможность для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогает осознать необходимость людей друг в друге. Для этого воспитатели поощряют совместные игры детей и организованную совместную деятельность. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и взрослыми художественного панно и др., ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу.

Уделяется особое внимание коммуникативной компетентности ребенка. Взрослые помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния, окружающих - радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений.

Педагоги способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Особое место в воспитании детей отводится правилам этикета, элементарным правилам безопасного поведения дома, на улице.

В детском саду созданы условия для развития бережного ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги, уважать чужой труд и желание самому трудиться, и др.

Результаты диагностики социально-личностного развития детей(Социализация, Труд, Безопасность):

40 % - высокий уровень,

50% - средний,

10% - низкий.

В детском саду организована психологическая служба. На высоком профессиональном уровне ведется комплексная многопрофильная диагностика интеллектуального и социально-личностного развития детей; в подготовительных к школе группах диагностика носит систематический характер и направлена на выявление особенностей психологического развития детей, а также на определение уровня и их психологической готовности к школе. Ведется систематическая работа по выявлению детей с личностными проблемами, имеющих трудности в общении и обучении.

В детском саду созданы условия для обеспечения психического благополучия детей. Оборудован кабинет психолога и создана комната психологической разгрузки (в соответствии со всеми требованиями). Зоны, на которые разделены эти помещения, несут различные функциональные назначения:

-зона развивающих занятий (столы для занятий, доска, ТСО);

-зона игровой терапии (для устранения возможного напряжения ребенка при контакте с психологом);

-зона релаксации и психического расслабления (диван, мягкие кресла, магнитофон, фонотека с музыкой для релаксации, «водопад», фонтанчик, увлажнитель воздуха, аппарат «Люстра Чижевского» для ионизации воздуха, аромалампа с набором масел для ароматерапии);

-зона недирективной терапии (« Центр воды и песка», спортивный уголок – для снятия психо-эмоционального и физического напряжения, агрессии);

-зона организационно - планирующей деятельности (письменный стол, компьютер, стеллаж для хранения вспомогательного материала);

-зона консультативной работы (для родителей и персонала). 

По итогам диагностики готовность к школе составляет:

30% - высокий уровень

70% - средний уровень готовности к школе.

В результате психокоррекционной работы удалось снизить у детей проявление застенчивости (с 13% до 8%), снизить уровень агрессивности (с 28% до 19%), снизить уровень тревожности (с 19% до 11%), что повлияло на повышение уровня психологической готовности к школьному обучению в целом.

В течении учебного года было проведено 6 индивидуальных консультаций для родителей по вопросам готовности к школе, 4 индивидуальных консультации по вопросам деструктивного поведения и другим личным вопросам.

В детском саду проводится квалифицированная коррекция развития детской речи (в том числе с использованием логоритмики). В логопедических кабинетах создана домашняя обстановка, все пространство оформлено с учетом того, чтобы активизировать речь детей. В кабинетах имеется эстетически оформленный материал по всем разделам речевого развития. Логопеды пользуются большим уважением среди детей и родителей. Дети выпускаются из детского сада с хорошими результатами, о чем свидетельствуют данные по успеваемости выпускников логопедических групп.

Результаты коррекции в развитии детей, следующие:

80 % - высокий уровень,

20 % - средний уровень,

По выполнению разделов программы мы заслушали воспитателей и специалистов. Выявлены недостатки в работе и намечены пути их устранения. В частности результаты изучения  планирования воспитательно-образовательной работы с детьми позволили констатировать низкое его качество, что сводится в общих чертах к следующему

- некоторые задачи программы планировались бессистемно

- молодые воспитатели планируют однообразные методы и приемы работы, что отрицательно влияет на качество работы с детьми.

С целью устранения недостатков по планированию работы необходимо выполнить два основных направления: четкое определение содержания и форм планирования, проведение специальной методической работы с воспитателями по обучению их планированию.

Результат работы коллектива по освоению «Основной общеобразовательной программы структурного подразделения «Центр развития ребенка – детский сад №14»,  следует считать удовлетворительными – 90%

В результате проведенной на высоком уровне коррекционной работы уровень подготовки детей к школе  повысился по сравнению с прошлым годом.

Результаты освоения основной общеобразовательной программы за 2012-2013 учебный год

Наименование образовательной области

Уровень освоения основной общеобразовательной программы

(начало года)

Уровень освоения основной общеобразовательной программы

(конец года)

«Физическая культура»

71

90

«Здоровье»

70

91

«Безопасность»

76

92

«Социализация»

68

90

«Труд»

80

89

«Познание»

53

85

«Коммуникация»

62

86

«Чтение художественной литературы»

67

91

«Художественное творчество»

63

88

«Музыка»

71

92

Итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы

68

90

Результаты изучения интегративных качеств дошкольников за 2012-2013 учебный год

 

Интегративные качества

Уровень освоения основной общеобразовательной программы

(начало года)

Уровень освоения основной общеобразовательной программы

(конец года)

Физически развитый, овладевший основными КГН

72

97

Любознательный, активный

74

95

Эмоционально-отзывчивый

81

93

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

68

93

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений

65

95

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

58

96

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

61

92

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

51

93

Овладевший необходимыми умениями и навыками

63

95

Итоговый результат формирования интегративных качеств

66

96

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность позитивную динамику по всем направлениям развития.

Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки

По результатам работы педагогического коллектива за 2012-2013 уч. год можно сделать следующие выводы:

- Образовательная деятельность в ДОУ реализуется на достаточном уровне, но существует проблема с уровнем качества реализации образовательной области «Познание», а также с организацией самостоятельной и совместной деятельности детей по образовательной области «Музыка» воспитателями в группах в свободное время.

- Анализ педагогической деятельности показывает, что профессиональный потенциал наших педагогов достаточно высокий. Педагогический коллектив успешно осуществляет задачи, поставленные на учебный год.

-  Посещаемость детьми ДОУ возросла;

- Успешно внедрены в образовательную деятельность элементы современных ИКТ

-  В ДОУ сложилась система работы с родителями воспитанников и с семьями в микрорайоне. Показателями результативности в реализации системы работы с родителями является:

- удовлетворенность работой ДОУ;

- степенью информированности по воспитательным, образовательным,

правовым вопросам;

- характером взаимодействия с педагогами и руководителями;

- родители воспитанников - активные участники всех дел детского сада, помощники педагогов.

-  Взаимодействие с социальными институтами помогает ДОУ реализовывать поставленные задачи по развитию личности ребенка.

-  Состояние управления обеспечивает развитие ДОУ в соответствии с современными требованиями. Сформировано единое целевое пространство. Структура управления демократична. Работает стабильный кадровый состав, способный эффективно осуществлять цели, активно участвовать в инновационной деятельности. Внедряются эффективные методы, приемы, новые технологии при реализации комплексных и парциальных программ. Создана материально-техническая база, обеспечивающая инновационный процесс. Контроль направлен на совершенствование деятельности коллектива и достижение высоких результатов.

10 сентября 2013 в 21:09