Детский сад №10 комбинированного вида

«Развитие гибкости мышления, как одной из составляющих психологической готовности ребенка к школе, через решение комбинаторных задач»

 Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению. Развитие детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений образовательной системы Российской Федерации. Главная цель дошкольного образования – подготовка детей к школьному обучению и обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальную школу, которая формируется постепенно.

Старший дошкольный возраст является важным этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Развитие произвольных психических функций в старшем дошкольном возрасте осуществляется через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности.

Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье - успешен в школе.

При поступлении в школу важен  не столько объем знаний, сколько целый комплекс социальных и интеллектуальных умений, позволяющих  быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности, творчески решать возникающие проблемы, понимать свою меру ответственности за свои решения, прогнозировать последствия своих действий.

Основы этого закладываются уже в дошкольном возрасте в процессе осуществления творческой деятельности.

К сожалению, в большинстве случаев педагогу приходится сталкиваться со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым стереотипам. Дети воспроизводят только однозначный способ решения мыслительной задачи, не видят возможности нескольких вариантов решения, не умеют изменять неэффективные способы. Психологи связывают такие особенности интеллектуальной деятельности с результатами использования готовых шаблонов для решения различных типов задач. Развивающий эффект подобного обучения оказывается ничтожным.

Методы развивающего обучения основаны не на передаче готовых схем решения задач, а на организации такой деятельности, которая обеспечивает детям формирование продуктивного, творческого мышления, способствует решению нестандартных задач, в которых учитываются различные признаки объекта в зависимости от ситуации.

Свойство творческого мышления, позволяющее варьировать способы решения задачи, перестраивать их в зависимости от ситуации, трактуется в психологической литературе как гибкость. Люди, обладающие гибкостью мышления, предлагают сразу несколько вариантов решения, комбинируя известные варианты задачи. Гибкость мышления заключается в умении выявлять все возможные скрытые, неочевидные стороны, свойства, функции объекта и, используя их, быстро изменять способ решения.

Проблема гибкости мышления отражена в работах как зарубежных  (Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Р. Кеттел, П. Андерсон, и др.) так и отечественных ученых (Т.В. Кудрявцев, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, А.З. Редько, Е.С. Ермакова, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева, Г.П. Антонова, Н.Е. Веракса, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьков и др.)

Обращая внимание на творческий подход при решении тех или иных задач, мы тем самым развиваем интеллект, расширяем спектр интеллектуальных возможностей у детей в целом. Учеными доказано, что «высокотворческие» люди имеют интеллект выше среднего.

При формировании  гибкости мышления у дошкольников помогает использование комбинаторных  задач. Они характеризуются как задачи, требующие выбора из некоторого заданного множества его подмножества в том или ином порядке. Включение комбинаторных задач в обучение детей от случая к случаю не позволяет решить проблему развития гибкости мышления. Возникает необходимость использования системы обучения детей решению комбинаторных задач.

Формирование комбинаторных способностей  - важнейшее условие развития логического и творческого мышления. Комбинаторные способности включают умения:

а) находить оптимальную (или, по крайней мере, удовлетворительную) комбинацию, отвечающую требованиям ситуации;

б) видеть все разнообразие возможных вариантов, которые могут быть построены на основе исходных элементов, входящих в эту ситуацию;

в) прогнозировать как можно более полно возможные (даже весьма отдаленные) эффекты и последствия комбинаций.

В основе системы обучения детей комбинаторике лежат следующие принципы:

- психологическое содержание обучения составляет стратегия развития гибкости мышления детей (следование этапам ее формирования);

- учет процесса интериоризации (первоначальное выполнение заданий детьми в практической деятельности, затем перенесение практических действий через речевые действия в план умственных действий);

- тесная связь содержания комбинаторных заданий с основным содержанием начального курса математики в соответствии с образовательными стандартами для детей дошкольного возраста;

- последовательное использование метода перебора – с целью обучения рациональным приемам систематического перебора и как основы для введения в дальнейшем комбинаторных правил и формул.

Процесс решения детьми комбинаторных задач активизирует у них такие мыслительные действия, как анализ, сравнение, позволяет произвести обобщение по различным основаниям, способствуя развитию гибкости мышления. Решая комбинаторные задачи, дети овладевают способом перебора. Этот способ они смогут использовать в дальнейшем и для решения задач другого типа.

Перебор всегда осуществляется по какому-либо признаку (свойству) объектов и напрямую связан с операцией классификации объектов. Поэтому важным элементом готовности ребенка к овладению способами решения комбинаторных задач является его умение выделять различные признаки предметов, классифицировать множества одних и тех же объектов по различным основаниям.

Исходя из выше сказанного я решила провести экспериментальную  работу по развитию творческого мышления старших дошкольников через комбинаторные задачи.

Ход работы в приложении.

Автор: Азоркина О.Ф.

23 октября 2013 в 15:36

Прикреплённые файлы: